Каталог полезных статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Краткий словарь автомобильных терминов
АБС (ABS) Аббревиатура антиблокировочной системы тормозов, состоящей из трех основных блоков: датчиков скорости вращения на колесах, электронного блока управления и модуляторов, импульсно изменяющих давление в тормозной магистрали. При интенсивном торможении на скользком покрытии в случае возникновения блокировки колес (или скачкообразном снижении скорости вращения) датчики передают сигнал в блок управления, который перераспределяет сигнал на модуляторы, состоящие из двух электромагнитных клапанов, один из которых перекрывает доступ тормозной жидкости, а другой открывает путь жидкости в гидроаккумулятор. Частота работы модуляторов — от 4 до 18 Гц. В результате достигается торможение всеми колесами на грани блокировки. ADB-X Электронная система, разработанная BMW для внедорожника X5 и полноприводных версий легковых моделей BMW, имитирующая блокировку дифференциалов. В случае возникновения пробуксовки ADB-X притормаживает одно или несколько колес, восстанавливая сцепление с грунтом. Аналогичная система используется на внедорожниках Land Rover Discovery и Range Rover. AdvanceTracTM Интегральная система курсовой устойчивости (см. также ESP), разработанная концерном Ford Motor для внедорожников марок Ford, Lincoln и Mercury. Использует датчики скорости вращения колес штатных систем ABS и EBD (см. EBD), а также датчики бокового ускорения. В случае возникновения риска потери курсовой устойчивости система автоматически подтормаживает одно или несколько колес. Если скорость в повороте чрезмерна, основное тормозное усилие передается на внешнее переднее колесо. ASR (TC, traction control) Электронная противобуксовочная система. Если при интенсивном разгоне электронный блок ASR фиксирует от датчиков АBS пробуксовку колес, то система автоматически снижает мощность двигателя (сначала — более позднее зажигание, затем при необходимости уменьшение подачи топлива в цилиндры). На некоторых системах ASR/TC при пробуксовке колес включается АBS, подтормаживающая буксующее колесо или колеса. ASMS Система курсовой устойчивости (см. ESP) Блокировка дифференциалов Применяется конструкторами полноприводных трансмиссий для повышения проходимости на бездорожье. Блокировкой всех трех дифференциалов — межосевого и двух межколесных впереди и сзади - оснащают сейчас только Mercedes-Benz G-Class (Gelandewagen, принудительная блокировка) . Наиболее распространенные варианты: принудительная блокировка межосевого (УАЗ, «Нива») или самоблокирующиеся вискомуфты (см. Вискомуфта), устанавливаемые на большинство кроссоверов и компактных SUV. Brake Assist (BA) Электронная система помощи при аварийном торможении, автоматически увеличивающая давление в тормозной системе в случае резкого, но неполного нажатия на педаль тормоза вплоть до срабатывания ABS. Впервые была применена в 1997 году на автомобилях Mercedes-Benz. Вискомуфта или вязкостная муфта В некоторых полноприводных трансмиссиях устанавливаются вместо межосевых (а на Grand Cherokee — и межколесных) дифференциалов. Принцип действия вискомуфты, придуманной более 40 лет назад инженером Фергюсоном, довольно прост: пространство между двумя дисками-турбинами заполнено силиконовой жидкостью, а к дискам прикреплены межосевые валы. В нормальных условиях при равной угловой скорости вращения валов вискомуфта разблокирована и выполняет роль свободного межосевого дифференциала, но в случае пробуксовки колес возникает разность скоростей вращения, вязкость силикона мгновенно возрастает и вискомуфта блокируется. Command Trac Система подключаемого полного привода типа part-time (cм. Part-time), разработанная концерном DaimlerChrysler для внедорожников североамериканского отделения. При езде по твердым покрытиям используется задний привод, а передний мост включают принудительно для езды по бездорожью или скользким покрытиям (снег, лед). Конструктивно заложена жесткая связь между передней и задней осью (без межосевого дифференциала), распределение крутящего момента 50:50. Устанавливают на новый Jeep Liberty/Cherokee и Dodge Durango (стандарт), полноприводные версии Dodge Dacota, Dodge Ram и Wrangler. ControlTracTM Разработанная Ford Motor совместно с Mazda система подключаемого полного привода (2000 год). В режиме 4×4 Auto при пробуксовке заднего моста часть крутящего момента передается на передний мост через многодисковую муфту RBC. В режиме 4×4 High муфта блокируется, постоянный полный привод (бездорожье), в режиме 4×4 Low дополнительно включается демультипликатор (тяжелое бездорожъе или буксировка). Опционально можно заказать самоблокирующийся задний дифференциал. ControlTracTM устанавливают на модели Ford (Escape/ Maverick, Explorer, Expedition), Mazda Tribute и Lincoln (Navigator, Aviator). CDI, Common rail Direct Injection Модернизация системы common rail (см. Common rail), разработанная специалистами Mercedes-Benz в 2001 году. В дополнение к системе CR конструкторы применили так называемый «пилотный» впрыск. Он происходит за доли секунды перед впрыском основной порции топлива — это позволяет предварительно разогреть камеру сгорания для лучшего воспламенения, что дополнительно снижает детонацию и расход топлива. Аналогичные системы с 2002 года применяют Peugeot (HDI) и FIAT (JDS). Common rail (CR) Система подачи топлива в дизельных двигателях с прямым впрыском, название буквально можно перевести как «единая магистраль». Топливо в системе common rail под большим давлением (около 1350 бар) постоянно находится в единой магистрали с обратным клапаном и впрыскивается в цилиндры через управляемые электроникой насос-форсунки с электромагнитными или пъезоэлектрическими (Mercedes-Benz) клапанами. В результате удается достигнуть лучшей экономичности, повышения мощности и крутящего момента и снижения уровня вибраций и шума, а также токсичности отработавших газов. Crossover Общее название для полноприводных легковых автомобилей, приспособленных для езды по бездорожью (повышенный клиренс, защитный обвес кузова, на некоторых моделях демультипликатор) и городских («паркетных») внедорожников. DSC Система курсовой устойчивости (см. ESP) EBD, Electronic Brake Distribution (EBV) Электронная система распределения тормозного усилия между осями (на некоторых моделях — между всеми колесами) с помощью датчиков и электромагнитных клапанов. Интегрирована с ESP и BA (если есть). EDS Электронная система имитирующая блокировку дифференциалов. При возникновении пробуксовки подттормаживает буксирующее колесо. ESP, Electronic Stability Program (ASMS, DSC, FRD, VSA, VSC) Электронная система стабилизации курсовой устойчивости, разработанная фирмой Bosch. Автоматически предотвращает занос или снос автомобиля в критических ситуациях, если превышена допустимая скорость маневра или на скользком покрытии. Интегрирована с системами ABS и ASR/TC. Основные компоненты — датчики угла поворота вокруг вертикальной оси, угловой скорости, положения рулевого колеса, скорости вращения колес, давления в тормозной системе, а также электронный блок управления и активный усилитель тормозных сил. В случае опасности заноса или ошибки водителя ESP компенсирует потерю курсовой устойчивости с помощью ASR/TC. FRD Система курсовой устойчивости (см. ESP) Full-time 4WD Общее название для систем постоянного полного привода. Существует два основных варианта систем full-time: со свободным межосевым дифференциалом и с блокируемым межосевым дифференциалом. К числу последних можно отнести культовые внедорожники - Toyota Land Cruiser 100, Mitsubishi Pajero III и ВАЗ-21213 «Нива». Hill Descent Control Электронная система «спуска с холма», разработанная BMW и Land Rover. При включении автоматически поддерживает скорость спуска 9 км/ч, подтормаживая колеса и (или) снижая отдачу двигателя, используя системы ESP и ABS. Headlamp Assist Система автоматического включения ближнего света при ухудшении освещенности. С 2002 года входит в стандартную комплектацию Mercedes-Benz M-Class. Part-time 4WD Общее название для систем полного привода с принудительным подключением переднего моста. В нормальных условиях на дорогах с твердым покрытием автомобиль заднеприводный, а полный привод можно включать только кратковременно для движения по бездорожью или буксировки прицепа. Из наиболее известных моделей с трансмиссией part- time можно назвать KIA Sportage, Mitsubishi Pajero Sport, Chevrolet Blazer, Jeep Wrangler, Suzuki Grand Vitara. Parktronic (ADK) Система контроля дистанции при парковке. Состоит из ультразвуковых сенсоров, расположенных в переднем и заднем бампере. О расстоянии до объекта водителя информирует звуковой сигнал, характер звучания которого изменяется в зависимости от расстояния. Quadra Trac II (Quadra-Drive 2) Система полного привода, разработанная для Jeep Grand Cherokee второго поколения. В отличие от большинства систем типа TOD в Quadra Trac II применены самоблокирующиеся межколесные вискомуфты спереди и сзади и межосевая многодисковая гидромуфта. Можно включить один из двух режимов работы: 4WD High (подключаемый при пробуксовке заднего моста через межосевую муфту с гидравлическим управлением полный привод, автоматическое распределение крутящего момента между колесами каждой из осей) и 4WD Low (полный привод с заблокированной межосевой муфтой и включенным пониженным рядом трансмиссии). Real TimeTM 4WD Система подключаемого полного привода, разработанная Honda Motor для нового поколения CR-V и Element. Состоит из переднего и заднего гидравлических насосов и гидравлической межосевой муфты-дифференциала. В обычных условиях автомобиль переднеприводный, но в случае возникновения разности в скоростях вращения колес передней и задней оси давление в переднем гидронасосе возрастает, и дифференциал мгновенно замыкается, перебрасывая крутящий момент на заднюю ось. Система срабатывает намного быстрее, нежели традиционная межосевая вискомуфта. Selec Trac Система подключаемого полного привода с межосевым дифференциалом, разработанная концерном DaimlerChrysler (марки Jeep и Dodge). Имеет режимы 2WD (привод на задние колеса), 4Full-Time (включены оба моста, свободный межосевой дифференциал, крутящий момент между осями 58:52), 4 Part Time (полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом) и 4 LO (то же плюс включенный пониженный ряд раздаточной КП). Последние два режима рекомендуется включать только на бездорожъе. Базовая для Grand Cherokee, опция для Jeep Cherokee/Liberty и Dodge Durango. Super Chardger Механический компрессор, приводимый ремнем от двигателя. Данный термин используют в основном американские компании. Основное преимущество перед традиционным турбонаддувом (турбина приводится от выпускных газов) — практически мгновенный отклик на открытие дроссельной заслонки. Super Select 4WD Система полного привода разработки концерна Mitsubishi Motors (одна из наиболее совершенных на сегодняшний день), устанавливаемая на Pajero iO и Pajero/Montero III. Имеет четыре режима: 2H — привод на задние колеса; 4H — постоянный полный привод с самоблокирующимся межосевым дифференциалом; 4HLc — постоянный полный привод с блокированным межосевым дифференциалом; 4LLc — постоянный полный привод с блокированным межосевым дифференциалом и включенным демультипликатором. TOD, Torque-on-Demand Общее название для систем автоматически подключаемого полного привода, буквально означает «момент по требованию». В большинстве случаев передача крутящего момента осуществляется через самоблокирующиеся вискомуфты (иногда с гидравлическим или электронным управлением). Torsen Межосевой механический дифференциал, разработанный фирмой Gleason. Широкую известность дифференциал Torsen (название происходит от TORque SENsing, «реакция на момент») получил благодаря фирме Audi, использующей его в полноприводной трансмиссии Quattro. В нормальном режиме крутящий момент распределяется между осями в пропорции 50:50, однако при пробуксовке одной из осей до 25% крутящего момента дополнительно перебрасывается на небуксующую ось. Сейчас используется на Audi Allroad и новом Range Rover. VTC (Variable Timing Control) Разработанная концерном Honda электронная система. Управляет моментом открытия впускных клапанов (см. VTEC). VTEC, Variable Valve Timing and Lift Electronic Control Разработанная концерном Honda электронная система управления длительностью открытия и высотой подъема клапанов. Последнее поколение системы i-VTEC (2001 год) интегрировано с системой VTC (Variable Timing Control), регулирующей момент открытия впускных клапанов и оптимизирующей фазы газораспределения в зависимости от нагрузки. В момент впуска один из впускных клапанов открывается несколько раньше, что создает эффект вихря внутри камеры сгорания. В результате достигается улучшение сгорания и уменьшается время горения. По мере нарастания оборотов, i-VTEC увеличивает время открытого состояния и высоту подъема клапанов для обеспечения большей мощности двигателя на высоких оборотах. Благодаря i-VTEC двигатель выдает максимальное значение крутящего момента на низких, средних и высоких оборотах. VTM-4 Система подключаемого полного привода Honda Motor для внедорожников Acura MD-X и Honda Pilot. На каждой из задних полуосей установлено по многодисковому сцеплению, которые в нормальном режиме разомкнуты (автомобиль переднеприводный). В случае пробуксовки передней оси электроника замыкает фрикционы сцеплений, и крутящий момент перебрасывается на заднюю ось. На скоростях до 30 км/ч водитель может принудительно заблокировать фрикционы для движения по бездорожью: тогда система обеспечивает непрерывную связь между осями 50:50. VersaTrac Разработанная концерном GM система подключаемого полного привода типа Torque-on- Demand. На задний мост устанавливается гидравлическая муфта с фрикционами, автоматически блокирующимися при пробуксовке хотя бы одного из ведущих колес при разности давлений в переднем и заднем гидронасосах системы. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: djalexandr (23.04.2009) | Автор: Александр | |
Просмотров: 629 | Рейтинг: 5.0/1 | |